2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Первым делом самолёты
2011.01.16_bali-001
airview
Я всегда скептически относился к предложеним о поездках в пресс-туры. Многочисленные рассказы «жэжэистов» о том, как они целый день добирались до какой-нибудь Саратовскрй АЭС, а по приезду им внезапно запретили фотографировать, встречаются в Сети повсеместно.
Однако, от предложения посетить авиабазу «Хотилово» в Тверской области я отказаться не смог. Подумал, что даже если запретят съёмки, завязывать светонепроницаемой повязкой глаза мне точно никто не станет. Провести день на аэродроме, да ещё и во время полётов – что может быть лучше?
Дорога оказалась тяжёлой. 5 с лишним часов «туда» и больше шести часов «обратно». Промокшие насквозь ноги (на аэродроме чистят только бетонные поверхности, а в поле около ВПП – вся выпавшая за зиму норма снега), покрасневшие от ветра руки.
Но удовольствие того стоило. Нам сразу сообщили, что этот истребительный полк – не показательный «цирк», куда эшелонами возят журналистов и зевак каждую неделю. То, что нас не обманули, я понял сразу, зайдя в туалет в лётной столовой. Он не был загаженным, нет. Это же армия. Но такого роскошного ретро в местах общественного пользования я не встречал давно.

Ограничений не было никаких. Снимали всё, что движется, и всё, что давно двигаться перестало. Конечно, сняли и то, что снимать совсем нельзя. Опять же, никто не прибежал с требованием удалить «лишние» фотографии. Сказали просто: «ребята, шмонать ваши флешки никто не будет, вы все люди взрослые, пожалуйста, не показывайте это и это». Такое отношение не может не вызвать ответных тёплых чувств.
Но чувства были тёплыми, а день – ветренным и холодным. Несмотря на непогоду, по территории военного городка оживлённо бегали красивые девушки, но на них никто не обращал внимания. Ведь первым делом, как известно, самолёты…



01. Полёты – полётами, а обед – по расписанию. В качестве приветственного блюда был предложен винегрет с рыбной котлетой.


02. Суп можно было выбрать, в списке три или четыре наименования. Я выбрал рыбный. Ещё было второе блюдо (на выбор) с гарниром (тоже на выбор), его отснять забыл. :)


03. Десерт – запеканка. Очень вкусная.


04. Ну и конечно компот – куда без него?


05. Интерактивное меню. Вся схемотехника – ламповая, Hi End. :)


06. Что гарантирует личному составу Министерство обороны? Подробный перечень продуктов как раз к нашему приезду был исключён из числа документов, носящих гриф «секретно», и каждый желающий может с ним ознакомиться.


07. После наполнения желудка мысли сразу стали какими-то вялыми, и очень захотелось в казарму, испытать на себе, насколько мягка армейская кровать. Но на этот спецобъект нас не допустили, а отправили на аэродром. Периметр лётного поля обнесён несколькими рядами «колючки». История аэродрома «Хотилово» началась ещё в тридцатые годы. В наши дни здесь доминируют истребители – перехватчики МиГ-31 «Foxhound», предназначенные для борьбы с воздушными целями...
Хоть и не в моих правилах украшать пост общедоступной информацией из Сети, но тут приведу единственную на весь репортаж цитату из Википедии… «для борьбы с воздушными целями на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км».


08. Технико – Эксплуатационная Часть (ТЭЧ). Здесь выполняются работы по поддержанию лётной годности состоящих на вооружении 790 ИАП техники. В эту поездку я узнал, в каких условиях мне придётся служить, если страна вдруг решит призвать меня в ряды Вооружённых Cил. Название моей военно-учётной специальности под коротким номером 461300 звучит как: «Эксплуатация и ремонт радиоэлектронного оборудования самолётов, вертолётов, и авиационных ракет». И «если завтра война», менять мне блоки как раз в таком вот ангаре.


09. Небольшая очередь на обслуживание.


10. Каждый пилот имеет персональный шкафчик, где хранит свой высотно-компенсирующий костюм и другие необходимые для выполнения боевой задачи элементы экипировки. Всё персональное, поскольку подгоняется конкретно под параметры тела лётчика. Шлемы с вложенными в них кислородными масками разложены на специальном столе.


11. Принцип действия высотно-компенсирующего костюма – обжатие с удельнм давлением, равным давлению газа в лёгких. Во время полёта, при возникновении перегрузок костюм препятствует оттоку крови в конечности, что может привести к потере сознания. А при разгерметизации или при катапультировании костюм помогает компенсировать низкое барометрическое давление атмосферы.


12. Одевается костюм на специальное шёлковое бельё, чтобы было проще влезать и вылезать из него. Но всё равно процесс облачения в костюм довольно потогонный, и пилоту помогают.


13. Каждый пилот имеет 2 шлема. Этот шлем более лёгкий, и предназначен для полётов, не требующих забираться сильно высоко.


14. Для полётов «на потолок» используется гермошлем. Стекло шлема подогревается, чтобы избежать запотевания (только не смотрите на сапоги – конечно, никто не летает в «кизачах»; качестве модели выступал боец). После посещения «Хотилово» я с грустью подумал, что почему-то никому не пришла в голову мысль обогревать стекло маски дайвера.


15. Класс предполётной подготовки. Здесь личный состав, задействованный в полётах, получает информацию обо всех нюансах предстоящего дня. День, как вы понимаете, может начинаться в любое время суток.


16. Обычная доска, где мелом пишут совсем не теоремы.


17. Сердце самолёта – двигатель. У МиГ-31 их два.


18. Грустные фары-глаза.


19. Пересадка сердца. Сердце весит несколько тонн.


20. А здесь можно было бы жарить сосиски или шашлык, но пока ни у кого это не вышло. Сгорает всё… Нафиг.


21. Кабина Су-27.


22. Стоянка.


23. Техники готовят борт к вылету.


24. Наш Гид (именно с большой буквы) Сергей Сергеевич. Приятно иметь дело с военными. Ограничений никаких.
— Можно залезть на самолёт?
— На самолёт? Можно.
— Можно подойти к ВПП?
— Да там же снега по грудь!
— Мы пролезем.
— Пролезете? Тогда вперёд!
Я не удержался, и задал товарищу капитану вопрос о том, как он оценивает сегодняшнюю ситуацию в Вооруженных Силах в сравнении с тем, что было в 90-е. Он ответил: «да, времена Бориса Ельцина мы все помним, а сейчас мы летаем трижды в неделю».
Вообще, было несложно заметить, что у наших офицеров мнение о Борисе Ельцине своё, отличное от того, что принято демонстрировать в кремлёвских «верхах». А «срочники» времена «лихих 90-х» не очень помнят.


25. Носы у самолётов даже в самый лютый мороз не меняют окраски. Чего не скажешь о носах техников…


26. РЛС (на заднем плане) и отбойник (на переднем). Отбойник рассеивает воздушный поток от работающих реактивных двигателей.

27. Первым уходит в небо разведчик погоды. Синоптики – это конечно хорошо, но в авиации доверяют только своим глазам. В течение часа самолёт совершит облёт зоны полётов на рзных высотах, и сообщит руководителю полётов всю необходимую информацию: о ветре, его скорости, сдвигах, высотах нижней и верхней кромки облачности, и так далее. Экипаж проверяет готовность самолёта к вылету.


28. Пилоты занимают места, техники подключают многочисленные клеммы пилотской экипировки. Наверное, про себя экипаж тихо матерился на споттеров, ведь в ациации не принято фотографироваться перед вылетом. А тут десяток объективов без остановки фиксирует каждый шаг.


29. Руление.


30. Воздух дрожит, стёкла звенят.


31. Разбег.


32. Отрыв.


33. Земля тоже дрожит.


34. Хоть полёты и проводятся три дня в неделю, кажется, спада интереса к моментам взлёта и посадки ни у кого нет.


35. Проход над ВПП на малой выоте, заклёпки считать можно.


36. Пока разведчик исследует атмосферу, из класса предполётной подготовки подтягиваются остальные экипажи.


37. Посадочная скорость Миг-31 около 310 км/ч.


38. Тормозной парашют и створки шасси, являющиеся одновременно тормозными щитками, уменьшают длину пробега до 800 метров.


39. Шум усилился, к звуку рёва двух двигателей разведчика добавился стройный аккомпанемент «основного оркестра».


40. Любимый город может спать спокойно.



P.S. Отвечаю на вопросы о том, как организовываются подобные поездки: чтобы быть в курсе событий, стоит мониторить сообщество military_press, где даются анонсы предстоящих мероприятий.







Круто! У нас сборы после 9-го класса проходили в военном городке при аэродроме, а стадион - прямо около взлетки. Когда взлетают - кажется воздух рвется на части. Но красиво )

21. Кабина МиГ-31
-------

Это все же Су-27 :)

Крутецкий репортаж!

Артём, спасибо. поправил.
Как споттинг сегодня прошёл?

Алексей, спасибо за занимательный фоторассказ. А еда очень аппетитная на вид, аж в желудке забурчало:)

Мне ещё две порции винегрета достались. :)

Зачётные картинки.
А что за хрень над фонарём?

перископ, если я о правильной хрени подумал)

Шлем под тебя специально брендовали? :)
модель на 14 фотке выглядит как обреченный водолаз перед погружением на 3 километра.

Нет, шлем уже был в данной ливрее.
Просто, наверное, из всех присутствовавших мне найти однофамильца было проще всего. :)

а пилоты 31х дозаправку отрабатывают ? или только избранным доверяют это?

Отрабатывают, но чтобы это отснять, нужно самому взлететь. :)

А кто и зачем позвал на этот «пресс-тур»?

Пресс-служба МО позвала.
Наверняка для "популяризации облика вооруженных сил РФ"
Все довольны. Фанатам авиации - редкий бесплатный праздник.
МО - реклама в интернете.

Именной шлем отмутил )
А где фото супер-туалета?

Это секретный объект. :)

Отличный репортаж получился ))

Спасибо, интересно!
А чего им вдруг захотелось пригласить споттеров?

Популяризация облика Вооружённых сил, как предположили мои коллеги.

Большущее спасибо! Красивые фотографии и интересно написано! МО не планирует в ближайшее время проводить подобных мероприятий? :)

Проводят постянно, как я понял.
В частности, сегодня должна группа уехать на базу ракетных войск стратегического назначения, лазать по шахтам с «Тополями».

Если мониторить сообщество military_press, где даются анонсы предстоящих мероприятий, то интересные акции незамеченными не останутся.

о - прикинь Лёх у Анюты моей там одноклассник служит)

Да? На самом аэродроме?

Фото кабины только на 1/5 открылось, наверное там что-то секретное)

Есть там что-то секретное, кстати, но я забыл где. :(

очень интересно!
а погодный разветчик это беспилотник илиодин самолет просто в разведовательный облет отправляют?

Разведчик - обычный самолёт, с экипажем, который «зондирует» территорию предстоящих полётов.

Шикарно, Леха!

?

Log in

No account? Create an account