2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Птицам тоже нужен отдых
2010.03.30-007
airview
Регулярные и чартерные рейсы. Взлёты и посадки.
Пассажиры, уборка, заправщик, и снова пассажиры. Таковы будни крылатой машины. Мелькают лица, загружается и разгружается багаж, минуты слагаются в часы и дни.

Металл тоже устаёт. Интенсивная работа на воздушных линиях утомляет не только экипажи, но и самолёты. И приходит время, когда лайнер отправляется в ангар на обслуживание и ремонт. Подключается наземное питание. Открываются капоты силовых установок. Стремянки, провода, ящики с инструментом...

В пятницу, 13-го числа в ангаре Sibir Technics вовсю кипит жизнь. Суеверия? По желанию — после работы! Люди меняют друг друга, а их подопечные, кажется, тихонько дремлют, словно птенцы в гнезде... Птицам тоже нужен отдых!
Птицам тоже нужен отдых



Поездка в Новосибирск свалилась на мою голову неожиданно.
Я собрался буквально за несколько часов и улетел. В Москве только-только начала вступать в свои права осень, а Сибирь встретила уже лёгким морозцем и инеем на траве.

Одетый по-летнему, я долго искал убежища от всепроникающего холода. И самым тёплым местом оказался ангар «Sibir Technics».
Экскурсия вокруг проходящих различные формы технического обслуживания лайнеров не могла долго протекать в тишине и я задал первый вопрос Сергею Кравченко, директору по региональным продажам холдинга «Enginering». Этот вопрос совершенно неожиданно для меня превратился в увлекательный рассказ...

Вы десятилетия обслуживали отечественную технику. Что можно сказать про нюансы в работе на ТУ и ИЛ, сравнивая с Airbus и Boeing?
Есть такая вещь, как традиции разработчиков. В этом плане из отечественной техники мне больше всего нравились самолёты Ильюшина. Работать на них было одно удовольствие. Забота об инженере, о технике прослеживалась во всём. Я не буду называть производителей, но на отдельных машинах чтобы заменить какой-либо агрегат нужно было снять тулуп, что-то открутить, куда-то залезть, скрючиться в три погибели, держать работающего за ноги...
Но не на ИЛ-86! Это был удивительный самолёт. Ты берёшь ключи, открываешь дверь, все агрегаты доступны. Целый кабинет! Кнопку нажал и блок у тебя в руках. Такая была культура проектирования на Ильюшине... ИЛ-86 в плане удобства для технического персонала и сейчас опережает многие западные машины!
Я общался с Ильюшинцами, смотрел кино про Новожилова (Главный конструктор Ильюшинской фирмы на этапе создания ИЛ-86). В этом документальном фильме есть кадры где он, находясь в кабине, говорит: «Переставьте это сюда, а это сюда, неудобно». К сожалению, подобный подход был не у всех наших конструкторов.



Что представляет из себя «Sibir Technics» сейчас?
«Sibir Technics» — это самостоятельная организация, занимающаяся техническим обслуживанием и ремонтом авиационной техники западного производства. Можно смело утверждать, что компания обладает самым большим количеством полномочий в этой сфере в России на сегодняшний день.
«Sibir Technics» имеет возможность обслуживать очень большой перечень лайнеров и проводить самые глубокие формы этого обслуживания. Мы допущены к выполнению работ без ограничений по самолетам Boeing 737, 757, 767; Airbus A319, A320, A310, Canadair Regional Jet CRJ100, CRJ200 и ATR-42, ATR-72 всех модификаций.
2013.09.13_OVB_SibTec-116


Форма техобслуживания (так называемая D-Check), которую мы выполняем, по своей сути является капитальным ремонтом воздушного судна. Вот стоит B737. Он прибыл как раз на D-Check. Пассажирский салон, кухонное оборудование, туалеты полностью демонтированы.



Лайнер разбирается, скажем так, до обнажения своей структуры. Производится полная диагностика его узлов, агрегатов и бортовых систем, элементов конструкции, которые могут быть подвержены коррозии. Воздушное судно проверяется на наличие трещин. Все выявленные дефекты устраняются.
2013.09.13_OVB_SibTec-055


Исторически «Sibir Technics» вышел из подразделения авиакомпании «Сибирь». Наша техническая служба ведет свою историю с 1957 года.
Был переходный период, когда мы продолжали одновременно обслуживать и отечественную авиатехнику, и самолеты западного производства. Но со временем техника, разработанная во времена СССР, практически ушла из парков авиакомпаний. Поэтому сейчас «Sibir Technics» не предоставляет услуги по обслуживанию отечественных лайнеров. Дело в том, что «на крыле» в количественном отношении их осталось настолько мало, что содержание складов запчастей, необходимых для выполнения работ по «ТУполям» и ИЛам, становится фактически нерентабельным. Плюс надо поддерживать сертификат на обслуживание, держать штат специалистов, инструмент, обладать определенной производственной средой...
Чтобы все эти нюансы были выполнены, необходимо иметь определенный объем выполняемых работ. Этот объем, к сожалению, уже не обеспечивается.
2013.09.13_OVB_SibTec-287


«Sibir Technics» входит в технический холдинг ООО «Engineering». Это объединение трёх технических организаций: «Sibir Technics», базирующийся в Новосибирске, «S7 Engineering», базирующийся в Домодедово, и ЗАО АТБ Домодедово, которое также расположено на территории аэропорта Домодедово. Последняя площадка как раз и специализируется на работах по обслуживанию и ремонту авиатехники отечественного производства. Это совершенно другой бизнес, предприятие должно иметь лицензию на работы по технике двойного назначения, поскольку очень большое количество лайнеров советского и российского производства, летающих в наши дни, принадлежат государственным структурам: МВД, ФСБ, МЧС, СЛО, Министерству Обороны. Необходимый для выхода на рентабельность объем заказов можно получить только в Москве...
Мы же работаем с коммерческой авиацией, авиакомпаниями России и стран СНГ, которые эксплуатируют в подавляющем большинстве иностранную технику.
2013.09.13_OVB_SibTec-210


Если можно в данном случае применить термин «пропускная способность», то каков объем работ, который предприятие способно выполнить единовременно?
В сфере обслуживания и ремонта воздушных судов присутствует сезонность. Большинство перевозчиков стараются спланировать график ухода лайнеров из своего парка на обслуживание таким образом, чтобы в летний период пиковых перевозок простаивало минимальное количество техники. Мы способны одновременно работать по четырём воздушным судам, проводя на них тяжелые формы обслуживания. Это, можно сказать, рабочий режим. Но пиковая нагрузка, конечно, превышает эти показатели. Наш рекорд — 12 самолетов одновременно. Конечно, часть из этих лайнеров были небольшими. 12 Boeing 767 наш ангар не вместит чисто физически.

Автор фото: Глеб Осокин


Какие авиакомпании пользуются услугами «Sibir Technics»?
Можно сказать, что это практически все российские авиаперевозчики. За счёт того, что мы обеспечиваем линейное ТО в крупнейших аэропортах Сибири и Дальнего Востока. Это Владивосток, Иркутск, Красноярск, Новосибирск. Во всех этих воздушных гаванях мы держим Линейные Станции (филиалы).
2013.09.13_OVB_SibTec-251_VP-BQF_5B31


Но основная база «Sibir Technics» здесь, в Новосибирске. И помимо обслуживания наше предприятие обладает и производственными мощностями. «Sibir Technics» стала первой в России компанией, получившей сертификат на производство авиационных компонентов. Также мы сейчас находимся в процессе сертификации, после прохождения которой сможем заниматься и разработкой дизайна интерьеров. Физически к этому мы уже готовы, но в авиации все работы должны иметь основу в виде необходимого на их проведение сертификата. Необходимые консультации и подготовительная работа уже проведены. В марте 2014 мы ожидаем комиссию EASA и рассчитываем получить сертификат в апреле 2014 года. После чего «Sibir Technics» станет и проектировщиком, и изготовителем авиационных компонентов.
2013.09.13_OVB_SibTec-048


Мы сможем создавать дизайн не только мягких изделий интерьера, но и разрабатывать модификации. В перечне выполняемых работ будет замена салона, изменение компоновки, покраска воздушного судна. Наши клиенты смогут оперативно менять компоновку под текущие потребности. Расширить бизнес-класс или наоборот, увеличить вместимость класса экономического. Все эти работы должны покрываться документацией, которая может быть выпущена только дизайнерской организацией. Думаю, мы будем первыми в России, кто получит такой сертификат.
2013.09.13_OVB_SibTec-092


После получения такого сертификата у вас вполне ожидаемо прибавится работы. Предполагается каким-либо образом расширять производственные площади?
Об этом несколько рано говорить, потому что сейчас перед нами стоит задача по улучшению эффективности. Увеличение объема работ планируется за счет оптимизации процессов. Мы будем быстрее работать и, как следствие, самолет будет проводить в ангаре гораздо меньше времени.
2013.09.13_OVB_SibTec-404


Текущий анализ показывает, что потребности, существующие сейчас на этом рынке, можно обеспечить в рамках существующей площадки. Отрасль растёт и мы должны развиваться синхронно с ее развитием. В наших планах в этом году повысить эффективность на 15%.
2013.09.13_OVB_SibTec-235


Как определяются те участки, эффективность которых можно повысить? Как выявляются «слабые звенья» или «пожиратели времени» в технологической цепочке?
Вы имеете в виду точки потенциального улучшения? ☺
Проводится анализ рабочих процессов. Мы постоянно что-то совершенствуем. Внимание обращается на самые разные вещи: информационные технологии (на всех этапах производственных процессов внедряются новые программы), уменьшается бумажный документооборот. Конечно, полностью отказаться от него мы не можем — авиация в этом плане достаточно консервативная отрасль.
2013.09.13_OVB_SibTec-310_VP-BLU_7B2


Но мы пытаемся максимально разгрузить персонал, работающий непосредственно на самолёте. Освободить его от выполнения тех функций, которые можно передать в другие департаменты или персоналу, работающему рядом.
2013.09.13_OVB_SibTec-293


Создаются подразделения, обеспечивающие производство. И мы максимально освобождаем авиатехника от выполнения несвойственных ему задач. Таким образом мы повышаем его отдачу и, как следствие, производительность его труда и эффективность предприятия в целом.
2013.09.13_OVB_SibTec-226


Существует ли дефицит кадров? Ведь достаточно долгий период времени авиаотрасль в нашей стране не пользовалась какими-то небесными благами и в какой-то степени даже выживала. Соответственно, прервалась преемственность между поколениями людей, которые приходят на производство. Как решается этот вопрос? Создаются совместные программы с ВУЗами?
Проблема с квалифицированными кадрами в отрасли, безусловно, существует. Во-первых, растёт сама отрасль и ей требуется больше и больше специалистов. Наверное я не открою тайны если скажу, что сейчас предприятия конкурируют между собой за персонал.
Более мелкие компании решают эту проблему путём переманивания необходимых им людей. Поэтому вся тяжесть кадрового голода ложится как раз на крупные предприятия. По сути, зачастую мы становимся донорами для мелких компаний. Это беда всех крупных предприятий.
2013.09.13_OVB_SibTec-155


Единственный выход — сразу обозначать своё присутствие в учебных заведениях. Мы глубоко сотрудничаем с ВУЗами, например НГТУ. При этом специалистами «Sibir Technics» разрабатывается часть учебной программы. Мы создали филиал кафедры здесь, на предприятии, и студенты имеют возможность постигать не только теоретические знания, но и получать навыки, проходя у нас практику. У нас работает большое количество выпускников. Почему был разработан именно такой механизм? Советская система обучения выдавала готового специалиста. Авиационный специалист помимо досконального владения специальностью должен обладать целым спектром знаний: авиационное законодательство, human factor, он должен иметь практические навыки по оформлению технической документации на английском языке. У человека должно быть комплексное самоощущение как авиаспециалиста. Вложить 100% этих знаний в ВУЗе, наверное, невозможно. Здесь можно провести аналогию с медициной, c интернами. Каким бы грамотным и образованным человек ни был, придя к нам, только спустя много месяцев он вступит в должность авиатехника и получит право на самостоятельную работу на самолёте.
2013.09.13_OVB_SibTec-168


Студенты, проходящие практику, часто задают вопрос: почему среди техников так мало девушек?
☺ Скажем так: опыт есть. В Советском Союзе, кажется в 1988 году, осуществили набор девушек в одном из авиационных училищ. Это был достаточно смелый эксперимент. Часть выпускниц после завершения программы обучения пришли работать к нам. Их сразу распределили в лабораторию: тепло, светло, и наряд не испачкается. ☺ Но две дамы категорически отказались трудиться в тепличных условиях и потребовали предоставить им работу в ангаре. При этом они были специалистами по радиоэлектронному оборудованию. В ангаре это считается достаточно «благородной» работой, особенно если сравнивать с теми обязанностями, которые приходится выполнять специалистам по самолёту и двигателю. Никакого масла, мазута и керосина.
2013.09.13_OVB_SibTec-238


Но все равно в бригаде постоянно приходилось назначать человека, в обязанности которого входило помогать что-то откручивать, снимать и переносить тяжёлые блоки. Работа на самолёте — это не тот труд, где можно сохранить маникюр. Приходится ползать, откручивать прикипевшие болты... История закончилась тем, что девушки вернулись в лабораторию, к своим подругам. Мужчина в ангаре смотрится более органично. ☺
2013.09.13_OVB_SibTec-348


Как вы оцениваете общую атмосферу на предприятии?
Можно сказать, что «Sibir Technics» — не совсем обычная компания. По сути, из структуры, история которой началась более чем полвека назад, было создано совершенно иное предприятие. Сейчас мы имеем высокотехнологичную, работающую по иной идеологии структуру. Это было непросто. Тем, кто осуществлял перемены, приходилось сначала «ломать» самих себя, а затем убеждать в необходимости нововведений весь коллектив. Повести персонал за собой и не растерять его по дороге. Результат изначально не был очевиден. При этом нельзя сказать что «там было плохо» а «тут стало хорошо». Мы имеем дело с разной философией организации труда. В современном мире постоянно приходится браться за безумно сложные проекты и реализовывать их, преодолевая скептицизм и неуверенность. Я бы назвал это «подвижничество».
2013.09.13_OVB_SibTec-245


К примеру, 2 года назад перед нами встал вопрос по дальнейшему развитию. Был подготовлен анализ рынка, после изучения которого на свет появилось решение по расширению линейки обслуживаемых воздушных судов. За год мы освоили 5 типов!
2013.09.13_OVB_SibTec-409


Где обучался персонал?
Мы применяли совершенно разные формы обучения. Кого-то отправляли на обучение за рубеж, в Lufthansa Technic, в Sabena Technics, на Airbus. Но сейчас мы стараемся приглашать преподавателей сюда, в Новосибирск. Такой подход более оптимален и с точки зрения финансовых затрат, и с точки зрения эффективности: не приходится отрывать от производства сразу большую группу специалистов. Также у нас есть учебный центр в Москве, который готовит специалистов не только для «Sibir Technics», но и других компаний отрасли. Авторитет, который в нашем активе есть сейчас, получен через уникальные вещи, которые мы уже сделали.
2013.09.13_OVB_SibTec-262


В пиковый для предприятия сезон бывают ли ситуации, когда работа идёт в три смены?
Да, конечно. В зависимости от текущих потребностей формируются специальные бригады, которые некоторый спектр задач осуществляют ночью. Но большей частью это касается подготовительных этапов или, наоборот, завершения начатого. Мы всё-таки считаем, что наиболее ответственные и сложные работы должны выполняться днём. Главный критерий — качество.
2013.09.13_OVB_SibTec-305


Поэтому в глобальном смысле круглосуточный цикл здесь — не самый лучший вариант. Но чтобы максимально разгрузить день, какие-то не самые сложные вещи можно выполнять ночью.
То есть, снять кресла, интерьер, подготовить инструмент и оборудование, поднять самолёт — да, пожалуйста.



Есть ли ностальгия по уходящим самолётам ТУ, ИЛ?
Аэропорт «Толмачёво» установил памятник ТУ-154. Так что забыть историю совсем не получится, мы видим этот самолёт каждый день. Когда лайнер только был поднят на постамент, мы получили письмо из Самары, с завода-изготовителя. Короткое письмо, но я не могу вам его пересказать. Там были такие слова, что слёзы наворачивались на глаза. Кстати, среди технических дизайнеров этот самолёт считается чуть ли не эталоном авиационной эстетики, авиационного дизайна. Сейчас аэропорт «Толмачёво» готовит к установке на постамент ИЛ-86, ранее летавший в парке авиакомпании «Сибирь».
Но нельзя жить прошлым. Нужно смотреть вперед и ввысь!
2013.09.13_OVB_SibTec-396


Выражаю огромную признательность Артёму Карасёву за всестороннюю помощь и искреннее гостеприимство


Интересный вариант, почитал, спасибо!

в СССР часо самолеты гоняли на авиазаводы,,,,

Очень хотелось бы пройти по авиазаводу времён СССР...
Романтика...

Интересный пост с прекрасными фотографиями! Спасибо :)

Сибирь Техник современная база по ремонту и обслуживанию самолетов, мне очень понравилось. Чистота и порядок. Отличный рассказ!

А люди какие!
Самый главный актив. :)

(Deleted comment)
«Это же какими феноменальными познаниями надо обладать» — нужно точно следовать технологии. :)

(Deleted comment)
Отличный репортаж, Лёш, с большим удовольствием прочитал.
Хорошие техники на вес золота...

Олег, то есть если увидишь на улице техника, который «на глаз» весит килограмм 70 — хватай его и тащи домой? :)

День прошел явно не зря, отличный пост!

Да, день был волшебный. :)
Спасибо тебе, Андрей!

Очень интересно! Всегда здорово, когда видна роль человека "за кулисами" летного поля. Не менее интересная работа, на мой взгляд, к тому же всегда есть чему учиться.

Прекрасный пост. Большое спасибо!

Спасибо, Саша!

Приятные воспоминания об этом месте и отличные фото! Про девушек тоже стало интересно, почему нет, ведь на заводе суперджетов они были...

Ну в Комсомольске девушки выполняли не тяжёлую работу а ту, что плохо получается у мужчин. :)

Каждый раз любуюсь зеленым Боингом...:) Лепота!)

Очень смелый шаг сделали S7, когда внедрили новую ливрею.
Сколько недовольных было. :)
На мой взгляд то, что мы видим на бортах S7 — если не лучшая ливрея на наших просторах, то как минимум одна из лучших.

Ты пожалуй единственный, кого интересно читать в жж (за искл 2-3х человек). За, что большое спасибо:)

Неожиданно, но спасибо, Саша. :)

Спасибо, интересный (впрочем, как всегда) репортаж получился!

Только это... Не IASA, а EASA - European Aviation Safety Agency. IASA тоже существует, но к европе не имеет никакого отношения, это программа FAA, по оценке на уровне государства обеспечивать безопасность полетов. Извините за занудство:-)

Это не занудство а очень дельное замечание. Cпасибо!

?

Log in

No account? Create an account