2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Люди и самолеты
2011.01.16_bali-002
airview
Выполняю обещание написать немного про нюансы авиапутешествий по России. Чтобы не получилась «Война и Мир», решил поставить жесткие временные рамки – потратить на написание те полтора часа, которыми располагаю в самолете по дороге из Астрахани в Москву. Ну и еще немного поработать над текстом, пока жду багаж. Багаж ждал долго, потому получилось много. ))

Неважно, летаете вы редко, или живете в самолетах – бортпрводники меж собой все равно будут именовать вас кажущимся многим полупрезрительным словом «Паксы». То, что это определение несет в себе больше негатива, следует из его созвучия со словами «пакость» и «паскуда». То есть, совершенно очевидно, что пассажиров улыбающиеся стюарды и стюардессы недолюбливают, а если даже и относятся к ним нейтрально, то все равно испытывают снисходительно-пренебрежительные эмоции, как бывалые морские волки к юнгам. Это отношение является следствием недостаточно хорошего взаимопонимания между пассажирами и членами экипажа.

С одной стороны, многие пассажиры довольно неуважительно относятся к работе бортпроводника, считая последнего чем-то вроде халдея «подай-принеси».

С другой стороны, бортпроводники зачастую заранее видят во всех пассажиров потенциальных склочников, скандалистов, дебоширов, и «курильщиков в туалете». И то, и другое отношение надо менять – иначе доброжелательной атмосферы на борту никогда не будет. Пассажирам стоит понимать, что летать – работа довольно утомительная. И не столько физически. Работа бортпроводника тяжела, вероятнее всего, моральными издержками – общаться с сотней-другой-третьей пассажиров, часто выливающих на экипаж весь негатив по поводу задержки рейса – удовольствие для любителей садо-мазо. Однако, и борпроводникам стоит понимать, что не все на борту – из одного распределителя. Иной «пакс» летает в 3-5 раз больше бортпроводника – не стоит таких людей пинать ногами почем зря.

Чем отличается обычный пассажир от часто летающего? В принципе, ничем. Но ЧЛП приобретает некоторый полезный опыт, котрый позволяет  совершать свое путешествие с большим комфортом – причем не в ущерб другим пассажирам. Итак. Если вы проводите в самолетах более 8 часов в неделю, вы
- Не боитесь летать – шанс закончить свой земной путь у вас гораздо выше, когда Вы в автомобиле едете в аэропорт.
- Знаете, что «глиссада» - это не паразитический червь.
- Пользуетесь бонусными программами авиакомпаний – неразумно отказываться от бесплатных полетов, приоритета в листе ожидания, посещения бизнес салонов, и других удобств.
- При объявлении посадки не бухаете в баре до последнего, дожидаясь пока вашу фамилию начнет скандировать весь аэропорт. Меня лично очень раздражают ситуации, когда целый автобус с пассажирами на морозе дожидается, пока персонал разыщет двух последних недотеп, которые никуда не спешат - «Еще по одной».
- Заходите в салон самолета одним из последних – в этом случае велик шанс занять целый свободный ряд, не опасаясь, что вас сгонят с облюбованного места.
- Не ругаетесь с членами экипажа из-за задержки рейса или кончившейся рыбы. Тут от них все равно ничего не зависит.
- Не пихаете огромную сумку под свое кресло – тогда тому, кто сидит за вами, некуда будет поставит ноги. Ваша сумка – Ваша проблема – размещайте ее перед собой. Если вы летите в Ту-154, в хвостовой части самолета есть кислородный отсек, обычно пустой – вещи по договоренности с бортпроводником можно оставить там.
- Знаете, что в бизнес-классе наверняка есть подушки и пледы – если вежливо попросить бортпроводника, он почти никогда Вам не откажет, и принесет их (если конечно вы не летите «Красэйром») .
- Точно выбираете момент, когда можно сходить в туалет, а когда этого лучше не делать – чтобы не плестись десять минут за тележкой с напитками и провиантом, с которой бортпроводники утоляют голод и жажду пассажиров.
- Вставая со своего места, не держитесь рукой за спинку впереди стоящего кресла – это мешает сидящему перед вами пассажиру. Держаться нужно за подлокотник.
- Знаете, как покурить в туалете, чтобы не сработал детектор дыма, и не поймал бортпроводник. Однако не делаете этого из уважения к некурящим пассажирам.
- Не аплодируете командиру корабля, как только шасси коснулись ВПП – ведь вы прекрасно знаете, что в этот момент полет еще не завершен. Лайнер «Сибири» в Иркутске тоже благополучно приземлился и прокатился по полосе – но не затормозил, выкатился за пределы ВПП, и...
- После посадки и руления не вскакиваете с кресла – до того момента, когда подадут трап может пройти довольно много времени. Гораздо разумнее с комфортом дождаться, пока большинство пассажиров, нещадно толкая друг друга, окажутся на летном поле или в терминале (зависит от того, подали к самолету обычный, или теле-трап).
- Не попадаетесь в сети аэропортовых таксомафиозных кланов.
А вот про отечественные аэропорты можно рассказывать бесконечно. Большинство терминалов в этой стране построены многомного лет назад по одному и тому же проекту. Планировка, инфраструктура – стандартные. В последние годы, после обильного «золотонефтеносного дождя» многие из аэровокзалов реконструированы, но удачно – единицы.

Алма-Ата
Когда вы прилетаете, багаж еще до выдачи хозяевам пропускают через интроскоп. Если по мнению досматривающего там есть где порезвиться таможне, на багажной бирке маркером рисуется жирный крест. Потом ничего не подозревающий пассажир идет со своей сумкой через «зеленый коридор» - и тут же становится добычей выскочившего как черт из табакерки любознательного и жадного до денег человека в фуражке. Будьте бдительны. ))

Архангельск – «Талаги»
Один из немногих аэропортов, прилетев в который у вас есть шанс прогуляться по летному полю пешком – автобусом могут и не отвезти. Кстати, «выход в город» находится на улице – толпа встречающих высматривает родных и близких сквозь прутья металлической решетки. Очень приятно иногда наблюдать, как под дождем люди бросаются навстречу друг другу и сливаются в поцелуе. Романтика.
Кстати, несмотря на то, что это базовый аэропорт «Аэрофлот-Норда» (бывшие «Архангельские Авиалинии»), к участникам программы «Аэрофлот Бонус» тут относятся не очень дружелюбно. Пытаются ввести в заблуждение ложными сообщениями, что на совместные рейсы, даже если у вас билет на блок мест «Аэрофлота», бонусная программа и соответствующие ей привилегии не распространяются. C «золотой» картой в бизнес зал не пускают, и даже иногда пытаются содрать денег за превышение бесплатной нормы провоза багажа. Не верьте, и отстаивайте свои права. Один из плюсов этого аэропорта – тут достаточно лояльно относятся к опоздавшим пассажирам – даже если регистрация закончилась, но трап еще не отогнали – могут пустить в самолет.

Астрахань
В летнее время многие летят в Астрахань рыбачить. И у некоторых рыбалка начинается уже на борту самолета. Если увидите группу мужчин в камуфляже, и с продолговатыми предметами в руках (это чехлы для удочек) – садитесь от них подальше. Когда те начнут распевать про «Рокот космодрома», вашим ушам будет не так больно.

Баку – аэропорт имени Гейдара Алиева
Ох уж это южное гостеприимство. До сих пор иногда с улыбкой вспоминаю, как мы с DJ Polina мчались бегом на самолет, прокатывая на спецконтроле сквозь чрево интроскопа арбузы – организаторы нагрузили нас в обратную дорогу ими по самую макушку. Таможня довольно дружелюбна – некторые из работников, охраняющих государственную границу, приходят на службу прямо с вечеринки, где ты только что играл. Обычно общение проходит на очень позитивной волне. И сильно облегчает прхождение формальностей.

Владивосток
Прямо перед зданием аэровокзала припаркованы автомобили, из багажников которой торгуют наразвес икрой. Очень удобно – можно прямо переде полетом прикупить ведерко, и порадовать родных и близких.

Волгоград
Очень сложный аэропорт. С рассказа о нем я начинал свой ЖЖ.
Был построен еще немецкими захватчиками, которые намеренно разместили летное поле в низине, постоянно накрытой туманами. Логика размещения была продиктована необходимостью спрятать базу от Советской авиации. Весьма прозорливо и грамотно с точки зрения Вермахта. Однако, прошли десятилетия с момента победы СССР, а аэропорт Сталинграда-Волгограда по-прежнему находится в той же низине. Он, как и десятилетия назад, постоянно закрыт туманами, и расплачиваются за это рядовые пассажиры 21 века. Попасть в Волгоград самолетом осенью или весной без задержки из-за тумана – ситуация из разряда фантастики.

Владикавказ
Вследствие того, что регион не спокойный – тут очень любят спрашивать паспорт на каждом углу. И в целом к пассажирам относятся с настороженностью.

Воркута
До этого аэропорта я так ни разу и не долетел. Каждый раз рейс из-за погодных условий переносили, а затем отменяли. Не летайте в Воркуту зимой.

Екатеринбург – «Кольцово»
Новый терминал – конечно не «Домодедово», но все же один из лучших в стране. Есть даже отделение «Альфа-банка». Бизнес зал великолепен, цены в нем – космические.

Казань – «Основной»
К тысячелетию Казани исчезла главная достопримечатьльность аэропорта – туалет, где воды по колено, и воняет так, что стошнит даже работника морга. На этом улучшения закончились. Абсолютно бестолковый и очень некомфортный аэропорт. Новый терминал, построенный также к тысячелетию города, обслуживает в основном чиновников. Простым смертным, по мнению властей, и старый терминал вполне сгодится.

Калининград – «Храброво»
Новый терминал еще в процессе постройки и отделки, но уже принимает пассажиров. Главная достопримечательность - кабина для курения размером с небольшой шкаф. В нее могут поместиться два человека, плотно пижавшись друг к другу. Выдыхать дым нужно в направлении лампочки. Вы помните, как в детстве прятались от родителей в шкаф? Будете в Калининграде - есть шанс вспомнить. )) 

Красноярск – «Емельяново»
Базовый аэропорт «KrasAir». Много лет сюда пытался начать летать «Aeroflot», но неизменно получал отписки, что в аэропорту «нет слотов» (свободных временных «окон» для прилета и вылета рейса). Когда беспредел местного авиационного нувариши Бориса Абрамовича (не путать с Романом) казалось, был сломлен, и первый рейс АФЛ прибыл в Красноярск, к борту не подавали трап около часа. К счастью, история указала господину Абрамовичу то место, которое он заслуживает, и АФЛ теперь летает в Красноярск на постоянной основе. Кстати, «Емельяново» - кажется, единственный аэропорт в стране, где регистрация на рейс заканчивается не за 40 минут до вылета, а за час.

Москва – «Внуково»
Ненавижу этот аэропорт.
Можно просидеть в самолете больше часа в ожидании, пока Владимир Владимирович или Дмитрий Анатольевич освободят взлетно-посадочную полосу.

Москва - «Домодедово»
Самый комфортный аэропорт в стране, что еще сказать. А после ухода многострадального альянса AirUnion стал еще лучше.

Москва - «Шереметьево-1»
Что здесь творилось раньше – словами не описать. Даже приехав ДО начала регистрации, у вас не было гарантии, что вы успеете ее пройти – очереди километровые, в пять рядов. При этом реализована абсолютно идиотская система: сначала спецконтроль, потом регистрация. После перевода международных рейсов в терминал «С» очереди рассосались, но все равно систему регистрации и спецконтроля нужно менять. Парковка на привокзальной площади весной этого года стала бесплатной, но если вы найдете свободное место под паркинг – считайте, вам повезло. Большая часть привокзальной площади обнесена забором, за которым, однако, так ничего и не начали строить.

Москва – «Шереметьево-2»
Самое главное – теперь прямо к терминалу подходит электричка, на которой всего за 25 минут можно доехать с Савеловского вокзала. Правда, торжественный пуск этой линии обернулся конфузом – красивый электропоезд ярко красного цвета пришлось тащить на буксире. Но сейчас вроде линия функционирует достаточно стабильно.
В аэропорту можно курить практически везде – у стоек, рекламирующих продукцию «BAT». С задачей удаления дыма агрегаты не справляются, поэтому вонь стоит чудовищная.
Если вы хотите недорого и обильно покушать – на пятом этаже (а может, на шестом – точно не помню) расположена столовая – за 100-150 рублей можно взять первое, второе, десерт и компот. Обслуживают пышнобюстые буфетчицы, питается персонал аэропорта, но и пассажирам утолять голод никто не запрещает.
 
Москва – «Шереметьево-3»
Когда же, наконец?

Новосибирск – «Толмачево»

Новый терминал немного уступает (как мне кажется) Екатеринбургскому, но в целом довольно неплох. И всюду реклама «Единой России».

Пермь – «Большое Савино»
Не был здесь очень давно – года два. Возможно, за время моего отсутствия аэровокзал изменился?
Кстати, по другою сторону ВПП относительно самолетов гражданских базируются военные истребители - кажется Миг-29 - издалека видно не очень хорошо.

Самара – «Курумоч»
Расположен примерно посередине между Тольятти и Самарой. Лучше выезжать заблаговременно – так спокойнее.

Санкт-Петербург – «Пулково»
После прохождения спецконтроля, при выходе на посадку вы встречаете поперек своего пути обычный канцелярский стол. Всех вылетающих пассажиров тормозят, и требуют предъявить ручную кладь к досмотру (!). Еще раз повторю - ПОСЛЕ того, как 2 минуты назад все сумки были досмотрены и перетрясены на спецконтроле. Досмотр осуществляется так: поюзанного вида девушка шарит руками в отделениях вашего рюкзака или сумки, засовывая нос внутрь, и пытливо смотрит вам в глаза, надеясь рассмотреть в вашем взгляде признаки недобропорядочности, или, не дай бог, склонность к терроризму.

Саратов – «Центральный»
Один из самых омерзительных аэропортов в стране. Всего одна (!) стойка регистрации, причем находится она сразу у входа – если перед вами больше двух пассажиров, ждать очереди придется на улице. Пункт спецконтроля тоже всего один. После прохождения всех формальностей ждать вылета приходится в комнатке размером 10х10 метров. Представьте, что там творится, когда пассажиров больше 20. Туалета нет – он находится в здании, до которого нужно идти через улицу. Если совсем невтерпеж – можно сходить, но потом все процедуры, предписанные регламентом спецконтроля, придется пройти заново. А сам туалет – почти точная копия того, что раньше был в аэропорту Казани, только вместо воды по колено здесь рассыпаны горы хлорки. Туалетной бумаги нет (но ее можно купить в кассе, где продают авиабилеты), вместо унитазов – дырки в полу. Дверей в кабинках нет. Впечатлений хватит надолго.

Симферополь
Если вы летите на Казантип, не стоит писать об этом в миграционной карточке, и сообщать каждому пограничнику. Напишите в графе «Мета прибуття»: Ялта, отель «Интурист». Или любой другой отель любого города Крыма – повертите головой – реклама висит вокруг.
И не общайтесь с таксистами сразу же, как попадете из таможни в толпу встречающих. У таксистов сферы влияния четко разделены на зоны. Отойдите метров на 100 от терминала – там цены будут раз в пять ниже.

Сочи
Бардак и скотство. Других слов нет. В новом терминале показывают спектакли Маждународному Олимпийскому Комитету. А пассажиры ломают кости в давке и падают в обморок от теплового удара в старом.

Сыктывкар
С момента поглощения «Комиинтеравиа» тут властвует «U-Tair». Аэропорт скучный, но на втором этаже есть столовая – питание почти как в пионерлагере. На 100 рублей – первое, второе, третье. Есть даже коржики с арахисом, и компот из сухофрутов. ))

Уфа
Новый терминал очень просторен и комфортен. В пятерке лучших аэропортов, вместе с Екатеринбургом и Новосибирском.

Южно-Сахалинск – «Хомутово»
Иногда на летном поле двигателей самолетов не слышно по несколько суток. Только вой пурги будет развлекать несчастного пассажира, если ему некуда поехать, переждать непогоду.

про Саратов - это точно... ужасный аэропорт! а личный досмотр вообще меня бесит! Но вроде там строят новый и современный)

Вылетал из Новосибирска в пятницу. Действиетльно неплохой аэропорт. Рекламу ЕдРа не видел, да и ну ее нафиг.
Позабавило следующее. В коридоре на пути к спецконтролю есть "самодвижущаяся дорожка", движется она довольно медленно. Все пассажиры, кого я видел, ехали по этой дорожке, хотя просто пешком намного быстрее. Человечество умрет от лени :)

В Перми стоят МиГ-31, я фото даже выкладывал.
В Архангельске ещё можно промокнуть под дождём, когда багаж получаешь.
В защиту проводников скажу, что иногда ЧЛП бывает похуже редколетающих, мол я купил за бабло (немалое) билет и вы ДОЛЖНЫ передо мной стелиться.
И насчёт хлопания тоже. Если это объяснять Иркутском, то другое можно пытаться объяснить Пермью, Донецком и т.д. (продолжать можно до бесконечности). Этим хлопанием вы говорите спасибо пилотам, а не бортпроводникам (которым сможете сказать при выходе).

Насчет хлопанья - имелось в виду, что касание шасси поверхности впп - еще не завершение полета. Вот на стоянке, когда двигатели стихли, поаплодировать было бы уместнее ))
А про пассажиров - думаю, умение вести себя в обществе может присутствовать/отсутствовать в человеке не зависимо от того, ЧЛП он, или летит в первый раз.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Чего ж не дополнили? :))
http://9981.livejournal.com/1280124.html?mode=reply - вот какбэ идея :)

Алексей, спасибо!
Отлетал не везде, но те где был описаны отлично=)

Я описал самы крупные аэропорты.
Да и среди крупных многие упустил - Хабаровск, Благовещенск, Киев, Одесса, Челябинск...

никогда не хлопаю при посадке
так же глупо, как и в кинотеатре
тупая америкосовская привычка
в Союзе сколько не летал, ни разу не хлопали

Вы наверное даже в театре не хлопаете :-).

Полезная информация))Спасибо Алексей. . .на учебу опоздал, но дочитал)!!!

Да уж,про аэропорт Саратова,у всех мнение одинаковое,как то с Кириловым общались на тему самый конченный аэропорт и в один голос сказали Саратов :)
В аэропорту Анапы как и в Архангельске,встречают на улице за забором :)
Про Аэропорт в Сочи лучше вообще не писать,когда уже новый откроют .
в Перми за два года не чего не изменилось,такой же похуизм,можно через сканер пройти с жидкостью и слова не скажут :)
к списку аэропортов ,которые ужасные яб еще добавил Ростов.
зы.А ты у нас в Краснодаре был ?

Про Ростов я как-то забыл, кстати, - а мог бы рассказать много.
В Краснодаре был, и не раз. Но подробностей работы и устройства аэропорта уже не помню - больше двух лет прошло.

Казань вас похоже не встречает сентиментально. То туалет засорится, то становитесь смертным простым...

Казань меня встречает замечательно.
Вы не смешивайте Казань и аэропорт.
Если говорить о Казани - то город замечательный.
Если говорить о терминале в аэропорту - то туалет там находился в засоренном состоянии много лет. И даже визит сантехников и облицовка его кафельной плиткой к тысячелетию города не сильно улучшили ситуацию.

Отличный обзор!

(Deleted comment)
Про налёт:
За прошлый год налёт составил 886 часов 35 минут (85% из них инструкторские) при увеличенной годовой саннорме в 900 часов.
У кого больше :-)?

Шикарный текст!
Саратов - да это 100% жесть! Будучи как-то в Саратове летом, я поглумилась над тем, как наверное хреново стоять в очереди на регистрацию зимой...
Спустя пару лет - зима поглумилась надо мной... -20 и очередь человек в сорок на улице... :(((

Норильск
Прошлой зимой сдали новый терминал. ДМД не ДМД, но суть передана верно :)) Места дофига, кругом панорамное остекление, при этом достаточно тепло (я улетал в -25, что ли). Фишка - реально работающие телетрапы, чего в региональных портах водится днем с огнем. При этом инфраструктуры - никакой. ХЗ, может это мне свезло лететь через неделю после сдачи комплекса, но реально было даже пожрать негде. Зато, повторюсь, места - вагон, хоть в футбол играй.
А/п находится в нескольких десятках км от Норильска. Если пурга - дорогу переметает, вполне можно зависнуть в самом порту ооооочень надолго. Мне свезло - а/п закрыли по метеоусловиям всего на три дня и я в это время еще не выписался из гостиницы в городе :)) Пришлось куковать там. Когда открыли часов на 10 - полНорильска пыталось улететь. Зрелище не для слабонервных. Вообще говорят, что зимой без приключений улететь/прилететь в Норильск - это чудо неземное.

Кызыл
Скаска. А/вокзала ДВА. Один старый, другой сдали новый, красивый к какому-то юбилею, перерезали ленточки, выпили шампусика и ... закрыли. Посему работает старый. Описывать глупо, никто не поверит. Это САРАЙ. Видели в деревнях разрушенные коровники - так вот, точно такой же. ЗАКРЫВАЕТСЯ НА АМБАРНЫЙ ЗАМОК. Натурально приходит в 6 утра тётя и открывает аэровокзал.
Наличие не просто билета, но даже посадочной отметки ничего не гарантирует. Мы перед посадкой в самолет выяснили, что зарегенный паксов почти на 5 человек больше, чем вмещает Як-40. Командир лететь с перегрузом наотрез отказался. В итоге прямо у самолета решали, как лететь. Нам свезло - первыми дали места пассажирам с детьми. Как рядились те, кто без детей - не знаю :))

Абакан
Бедненько, но чистенько (С). Вокзал старый, для такого города в принципе даже большой, но вот иногдаааа..... Иногда по метеоусловиям закрывают Красноярск и тогда все резервные борта направляют в Абакан и другие города. Мне однажды свезло видеть феерическое: в Абакане сели в течение нескольких часов 5 бортов, включая почти полные два Ил-86. Все пассажиры были выпущены на свободу, хотели жрать, пить, курева и прочее. Ассортимент двух вокзальных ларьков кончился на первом же самолете :)) Оставшиеся поделились на вде категории: те, кто терпел и матерился, и те, кто за ДВЕСТИ рублей взял такси и за 20 минут доехал до центра Абакана, затоварился и вернулся обратно. Ибо всё - рядом.
Запомнилось, что досмотра при повторной посадке не было в принципе.

Про Архангельск подтверждаю вышесказанное. Еще летал в Хабаровск, но было это давно и воспоминаний не осталось :)) Про Пулково есть что сказать - причем, скорее хорошее.

Могу еще Одессу и Киев, но это вроде по географии поста не формат :))

ещё Иркутский аэропорт пропустили....

Иркутск.
Аэропорт довольно большой. Осовное здание не очень то современное, но есть где посидеть и даже полежать. Есть аптека и столовая. Работа персонала довольно чёткая. Так что если нет задержики вылета по погодным условиям, всё будет по графику.
Очень интересно в Иркутск прилетать. Особенно когда из Москвы. И провозят тебя в сарай дерьвянный. И сразу ощущение такое, что цивиллизация закончилась. На самом деле, это вроде как временно, уже последних лет пять временно. Но сарай впечатляет.
Об особенностях местоположения взлётно-посадочной молчу. И так уже всё сказано.

Аэропорт КавМинВод - без сомнения, самый ужасный аэропорт. Вместо туалета - дырки в полу, кабинок - да ладно! - нет. Чай можно пить на втором этаже в совковом кафе за 15 рублей. Зал ожидания до крайности похож на ж/д вокзал в каком-нибудь поселке городского типа. По-моему, где-то проскакивало, что этот аэропорт вошел в тройку самых худших в мире.

Ну есть еще аэропорты в чистом поле - с удобствами в березовой роще неподалеку. ))

?

Log in

No account? Create an account