2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Профессиональное лукавство как соблазн
2010.03.30-007
airview
Не секрет, что публичные высказывания ди-джеев и музыкантов очень часто - да что там, всегда - содержат имиджевую подоплеку. Преукрашивание действительности, манипуляция фактами, а зачастую и откровенные фантазии (хотя в эти фантазии человек может искренне верить) - реальность. Признаюсь, и сам грешен, иногда умалчивая о каких-то сомнительных событиях и необдуманных поступках. Но откровенной лжи и передергивания фактов все же стараюсь не допускать.

У меня почему-то скептическую улыбку вызывают рассказы некоторых мэтров нашей танцевальной сцены о своем раннем "музыкальном взрослении". Это часто встречается в пресс-релизах. Вроде: "в 7 лет услышал Kraftwerk и сразу влюбился", "в 5 лет мне подарили граммофон и пластинки, и уже тогда я подумал о скретче", "Barbara Tucker пронзила меня своими божественными голосовыми обертонами, когда мне было 8 лет - эту певицу слушал мой папа".
Простите пожалуйста, но... Не верю. Папа артиста, воспитывая будущего звездного отпрыска в 81 году на просторах Дальневосточной глубинки - ИМХО - никак не мог слушать Barbara Tucker. Он бы просто ее не нашел. Да и вкусы папы, рискну предположить, формировали домашнюю фонотеку из работ Софии Ротару и Валерия Леонтьева. Полюбить Depeche Mode в 7 лет? Возможно ли это? Совсем не детская музыка, душа семилетнего ребенка просто закрыта для вплетенных в нее мелодики и эмоций. Скретчевые позывы в дошкольном возрасте? Безумно интересно, но также весьма спорно.
Depeche Mode я полюбил только в 16 лет - и даже в этом возрасте воспринимал лишь веселые и мажорные произведения данного коллектива. Осознание драматизма и красоты композиций вроде "Little 15" и "In You Room" пришло значительно позже. Позже, когда присущие юношеству розовые очки потеряли свою обманчивую мощь. Позже, когда пришли первые разочарования, открылось понимание того, что жизнь не совсем похожа на Диснеевские мультфильмы. Да и музыкальный вкус мой - даже в 21-25 лет, когда я уже играл в клубах не первый год - был весьма незрелым, иногда податливо продавливаясь под весом соблазна получить признание от проигрывания хитов.

Сила человеческого характера сильно преувеличена. Эволюционный продукт природы - человек, став существом прямоходящим и "разумным", не потерял инстинктов к выживанию и стремлению к лидерству в стае сородичей. Cоблазн занять позицию лидера путем популистских и банальных решений ему побороть сложно. Примеров тому масса. Если мы говорим об электронной музыке, то все помнят скандалы с "лайвами", когда артисты остервенело крутят ручки не подключенных даже к сети в 220 Вольт приборов, многие видели "имиджевые" касания ди-джеями ручек пульта на сцене. Хотя, иногда DJs за ручки пульта держатся без рассчетливого умысла - просто чтобы не упасть от неожиданно и коварно настигшего алкогольного опьянения. ))

А вот рассчет... Соблазн достичь признания популистскими методами все же преодолевается - но, думаю, не силой характера. Просто однажды приходит понимание того, что компиляция сета сплошь хитовыми вещами - это скучно, да и совсем не обязательно для того, чтобы получить признание и любовь аудитории. И гораздо интереснее "побороться", рискуя не найти понимания, ловя укоризненные взгляды с танцпола. Успокаивая взволнованных промоутеров: "Все будет нормально". Но если вы найдете путь к успеху, не используя при этом шлягеры - радость от одной этой победы перевесит все эмоции от сотни достигнутых тривиальными методами побед. Да и работать так гораздо интереснее. Сыграть цинично просчитанный сет и услышать "ты порвал всех" - совсем не то. Да, ты "порвал" - но внутри, не лукавя перед собой, ты осознаешь истинную ценность этой "победы". Совсем другое - рисковать, падать и подниматься, пытаться заинтересовать аудиторию чем-то отличным от того, что она привыкла слышать обычно. И в случае такой победы, когда люди пожимают руки и восторженно кричат "я ничего не понимаю, что это было" - здесь и приходит ощущение настоящего творческого удовольствия.

Это как катание на велосипеде. Можно годами накручивать педали по известному и обкатанному маршруту. Но однажды внутри сработает переключатель, проснется сначала робкая и незаметная, но быстро прогессирующая, все ощутимее покалывающая изнутри личинка авантюризма. И вы свернете с привычного маршрута - в леса и овраги; туда где тропинка видна лишь на метры вперед, извиваясь и прячась за деревьями, оставляя на принятие решения доли секунды. Это не жажда экстрима - это больше похоже на жажду жизни.
Немного уйду от темы в сторону - попытаюсь проиллюстрировать мысли более очевидными примерами.

Помню, в первые месяцы моей клубной практики в столице я получил резидентсво в клубе "Гараж". Просто нашелся человек, который поверил, что я справлюсь. Этого человека зовут Олег Оджо. В формировании понимания основ танцевальной музыки значение его воздействия на мою персону трудно переоценить. Чтобы не быть голословным... Однажды в эфире Олега я услышал трек Tim Harper - Like Shore Drive. Гениальный и очень оригинальный трек. Я слушал эту композицию дни напролет, и затем скупал - не слушая - в Дискоксиде все пластинки с лейбла Peacefrog. Открыл для себя всю красоту Deep House.
Олег Оджо. Этому человеку я благодарен до сих пор. Он не просто дал мне работу - он дал мне возможность питаться, покупать пластинки, и базу для личностного и профессионального роста. С его одобрения каждую среду, с полуночи и до 6 утра, иногда обливаясь холодным потом (если люди разойдутся - второй ошибки может и не быть) играл и deep, и jazzy, и garage, а под утро - progressive. Звучали бы в моем сете только хиты - сработала бы такая тактика на успех? Сомневаюсь. Задорные нотки притягивают людей на танцпол - но от большого количества "сахара", извините, попа слипается. Наверное тогда начало цементироваться понимание - клубная ночь - это музыкальная эволюция. Нельзя "рубить" в 11 вечера, - в это время только формируется настроение людей. Когда-то услышал от DJ Zig-Zag замечательную фразу: "чем спокойнее начнешь, тем веселее закончишь". Это аксиома развития музыкальной картины вечеринки - аксиома нерушимая, неоспоримая, аксиома на все времена. Тогда же я научился противостоять давлению извне. Когда подходил нахмуренный владелец клуба, и спрашивал: "Вайпер, ты что творишь - давай как проще" - я с прстодушной миной (дабы не выглядеть хитроумным экспериментатором) отвечал - "Да, да - следующая будет наша". И хотя это был обман по факту - по сути это обманом не было. Это я осознал, когда впервые сыграл трек Роджера Санчеса "Another Chance". Гордость в ту ночь меня так и распирала - совсем новый трек, невероятно красивый, и нигде еще не звучащий - и все эти люди услышат его впервые именно в моем сете. На третьей минуте звучания композиции за моей спиной образовался мой работодатель: "Что это за х....ня"? Я сказал: "Дима, поверь, через неделю под эту песню все будут плакать". То, что я услышал в ответ, было ответом на самом деле гениальным и при этом предельно честным: "Мне не надо, чтобы люди плакали. Я хочу, чтобы они веселилились". В эту секунду и наступил момент истины: можно играть что угодно, хоть детройтские закольцованные лупы - но люди должны танцевать. А через неделю под первые аккорды "Another Chance" собирался полный танцпол. Справедливость и гармония восторжествовали.

Другим пониманием истины - что эффективность простых решений иллюзорна - для меня стал пример с первым визитом в столицу Пол Ван Дайка. Тогда этот человек еще не был настолько популярен, его гастрольный график не бал расписан на месяцы вперед, и в среде Московской клубной аудитории Пол был не очень известен. На сет артиста в клубе "Мастер" пришло немногим более ста человек. Но в изначально безнадежной ситуации этот DJ сделал невозможное - он играл так, что на его музыку стянулись люди со всех остальных танцполов, а затем подтянулись и работники клуба - бармены, официанты, сотрудники СБ - им нечего было делать в пустующих - где не был слышен сет Пола - клубных зонах "Мастера".

Вернемся к лукавству. Признаюсь - в 7 лет я не был меломаном, в 15 слушал Виктора Цоя и ходил на концерт группы "Кар-Мен", лишь в 16 услышал Kraftwerk и Depeche Mode, и первые пять лет своей ди-джейской практики не удерживался от соблазна поиграть хиты. Да и сейчас еще борюсь с этим соблазном. И простыми решениями иногда грешу. На абсолютный профессионализм претендовать даже и пытаться не стану. Занавес. )))

Мои ЖЖ каникулы почти наступили, оставляю за собой право на один пост-отчет о трехдневном путешествии семидневной давности. Просто очень хочется поделиться этими эмоциями - до сих они греют и радуют. Напишу об этом по возвращении в Москву, а затем каникулы. Думаю, месяц молчания - это необходимый минимум для меня. Но буду регулярно вас читать, уважаемые френды. Хороших выходных!
Tags:

(Deleted comment)
Леш, ты замечательно пишешь - не надо перерывов:-)

уппс это я про картинку писал)))

Алексей, ты прекрасно пишешь) Честно и искренне. Спасибо!))

С интересом прочитал. Фантазии ди-джеев простираются далеко - бывает они так погружают в свою реальность, что выход из нее как ушат воды на голову 8)

мне кажется, что это всё очень индивидуально и всех разные пути развития и восприятия.
для меня, к примеру, всегда было важнее дать что-то новое и интересное, пускай и не для всех. я полагаю, что ди-джеев, которые играют "для всех" - большинство (по крайней мере - у нас в России), кроме того, хиты можно услышать по радио)) по мне, ди-джей должен быть выше хитов и только тогда можно будет оценить его профессионализм.

(Deleted comment)
Интересный и довольно искренний пост!
Я кстати в 15 слушал Агату Кристи ;-)

Поддерживаю!!! Не надо перерывов! Очень интересные и живые посты!!!

Все правда. Особенно про "потомственных дж" и тп.

Алексей ,если вы в чем то сомневаетесь то спросите.. я отвечу
здесь нет никакого приукрашивания или лжи
ну что ж поделать,если действительно поток музыкальный в то время на Севере был очень мощный( я имею ввиду Норильск)тогда это был закрытый город
в самолете у всех проверяли прописку и только потом выпускали
но я не об этом
тем более что все конечно зависит от того к чему приучили родители
папа у меня слушал и Вилли Токарева и Синатру и Пинк Флойд с Квин
мама фанатела от Бони Эм и Итальянской эстрады
и кассеты(бобины) с новыми записями появлялись в нашем доме регулярно
меня даже водили на прослушивания записей к друзьям(Феличита и Тынес Мяги не мог достать;))
еще один фетиш из того времени это радио приёмник такой здоровый , можно было поймать вражеские музыкальные программы
с невероятным искажением но с чуством гордости за эту запись
всё это до тех пор пока в доме не появился видик
еще один музыкальный поток это первые видео салоны и сеть кабельного телевидения
спроси любого норильчанина про то ,что он смотрел,когда было только 3 канала (а такое было) в ССССР
музыкалки с вражеских в основном немецких каналов шли круглосуточно перед фильмами
Вы Алексей возможно и не вспомните,но я застал еще это время,а возможно у вас этого не было?
и кроме журнала Ровестник выписывал чехословацкую Мелодию
и бывал на первых закрытых показах Рэмбо,Москва на Гудзоне(благодаря маме,которая как то проводила меня на последний ряд на эти мероприятия.Их устраивали раз в несколько месяцев от горкома партии Норильска для того,что бы знать ,что о нас думает запад или чтото там еще)
и помню первое фото Депеш Мод(где и когда его напечатали)
и Литл Фифтин меня зацепила получается немного раньшне
и первое выступление Дейва в новом имидже(когда он отрастил бороду) я могу даже назвать название программы по второму каналу и как называлась эта передача и кто ее вёл
и первый разкогда я увилел выступление ДМ вообще (они были гости Сан Ремо)
и программу Камера смотрит в Мир,где показали впервые Майкла Джексона и отрывки из Первой Крови
и увлечение Heavy Metal (продавал в школе фотки с обложек альбомов..да да и такое было)
и помню какие группы были запрещены .............
а Виктор цой появился в моей фонотеке гораздо позже
короче
отчитываться нет желания
а вот поделиться тем,что у меня есть и было я всегда готов
что я и делаю в своем жж
P.S.к чему я это
Вы Алексей пишите чаще
у Вас действительно прекрасно получается
но только вот не надо судить людей по себе
детство у всех разное было
я конечно понимаю,что имена указывать это наверное как треклист на своем сиди
да?
всегда ваш меломан и раб музыки Жорик с НАРИЛЬСКА
ах да забыл
Оджо-отец

Толя, из твоего поста понял, что ты воспринял вышесказанное на свой счет? Вроде в твоем пресс-релизе информации про скретч в 5 лет не было? Еще больше удивился тому, что ты вдруг перешел на "Вы".

Согласен со всем, кроме Depeche Mode. Их композиция No Good как раз пронзила мою душу в нежном возрасте лет 7-8ми.

написано, конечно, в стиле автора. красиво, но есть одно "но". какая разница что говорит диджей? это во-первых не так важно, а во-вторых трудно проверить. диджей говорит музыкой. и именно музыка рассказывает о нём, а не он сам....

пс почему то сразу подумал,что намёк на Града...

согласен
вот о чем я и говорю.
так ты и напиши
мол так и так
несостыковачка
а то начинаются сопли
вооот один диджей...его био..услышал крафтверк..не верю..пиздит
смешно
хотя я привык

да, всё верно =)

ППКС

Красиво написано, но думаю что в человеке формирование музыкального вкуса, а точнее музыкальности, могло быть основанно на любой музыке, будь то депеш или цой...

то что было раньше - было для нас, то что мы делаем сейчас - для людей. Второе важнее, и судить будут по нему.

?

Log in

No account? Create an account