?

Log in

No account? Create an account
2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Осенний марафон: Казань винтокрылая
2010.03.30-007
airview
Шум.
В первый момент невнятный, почти невесомый, он заставил открыть глаза.
Сначала я подумал, что у меня галлюцинация. Очередные сутки в дороге из Нижнего Новгорода в Казань, «побаловавшие» всего двумя часами сна-полузабытья, остались позади. Тело тихо бунтовало, требуя причитающегося отдыха. Его протест выражался в пассивном и потому коварном саботаже, когда в моменты ожидания или затишья внутри что-то переключалось и мозг вдруг оказывался обесточенным, как автомобиль с разряженным аккумулятором.
И вот этот шум. Он заставил открыть глаза и вспомнить, что стою я на опушке леса, практически в зарослях кустарника, и жду. Жду возвращения из испытательного полёта винтокрылой машины, с ревом ввинтившейся в промозглое и ершистое небо часом ранее. Рядом рассказывал что-то веселое и смеялся Сергей aviator_ru, а Марина fotografersha оценивающим взглядом изучала лужи. Примерно такой взгляд я видел у таксистов, барражирующих напротив зоны прилета аэропорта... Да любого столичного аэропорта. У нее, у Марины, к этим лужам своя, пронзительная любовь...
А шум все усиливался, с каждой секундой все отчетливее перерастая в стрёкот. Еще миг — и из-за тумана и деревьев выскочила расплывчатая тень, быстро увеличиваясь в размерах и приобретая очертания вертолета.
Яркий маячок на фоне серой мглы, щелчки затворов фотокамер... Сон ушел. А вокруг была Казань. Казань винтокрылая!

Осенний марафон: Казань винтокрылая



01. Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», сейчас находится в городской черте. Наверное, 70 лет назад, когда приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод №387, позже эвакуированный в Казань и слившийся с Заводом обозных деталей №169, здесь была дремучая окраина. Возможно, даже и дремучий лес. Но сейчас жилые кварталы подбираются все ближе.
Здесь строили бипланы По-2, здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.
А первый вертолет Ми-1 вышел из цехов КВЗ более 60 лет назад — в 1961 году. Первый из более чем двенадцати тысяч...
2013.10.11_UWKW-363


02. Прогулка по цехам, которой я так ждал, не получилась. Получилось настоящее погружение в завораживающий мир технологий, невероятный по своей красоте.
Вьётся металлическая стружка... Наверное, примерно так фанаты флористики, сидя в теплице, наблюдают, как распускается редкий цветок. Жужжат пчелы. Гудят станки... Да что там гудят! Эти станки еще и ездят по рельсам!
2013.10.11_UWKW-001


03. Начальник механообрабатывающего производства Калюпа Игорь Николаевич оказался удивительным гидом. Он рассказывал о производстве с таким азартом, с таким блеском в глазах, что я боялся упустить хоть одно слово. И это учитывая факт, что до текущего момента я почему-то твердо был убежден, что меня интересуют исключительно самолеты...
2013.10.11_UWKW-015


04. Калюпа Игорь Николаевич:
— Реорганизация вертолётного завода задумывалась нами в конце 90-x. Какие основные задачи тогда стояли и какие проблемы необходимо было решить?
Обновление устаревшего парка станков. Для поддержания существовавшего тогда производства в рабочем состоянии средства требовались колоссальные.
Персонал. На начало века система профессионального технического образования оказалась разрушенной. Было полно бухгалтеров, менеджеров и юристов, но попробуй найти квалифицированных токарей и фрезеровщиков...
Упало количество заказов от внутренних потребителей нашей продукции. В лихие 90-е года завод выжил за счёт продажи вертолётов на экспорт.
2013.10.11_UWKW-016


05. Когда я пришёл сюда в 1987 году, на КВЗ делали по вертолёту в день. 220 рабочих дней — это 220 машин. Но затем началось падение и, когда мы достигли «дна», завод выпускал порядка 33 машин в год. Численность персонала с 12.000 человек, которые работали в конце 80-х годов, сократилась почти в 2 раза. А средний возраст токарей и фрезеровщиков достигал 55 лет!
Таким был наш бэкграунд на момент начала реорганизации. Не было людей и была масса устаревшего оборудования. В это сложно поверить, но по персоналу в численном отношении после прохождения нижней точки мы почти не выросли. Сейчас на заводе работает около 7.000 человек. При этом на данный момент вы выпускаем не 30, а около 110 вертолётов в год. Такое стало возможно исключительно благодаря осуществлению первого этапа реорганизации механо-обрабатывающего производства.
2013.10.11_UWKW-101


06. Было закуплено 49 обрабатывающих центров. Мы отдали предпочтение продукции японской фирмы Mazak. Реорганизация началась с локализации отдельных участков. Однако, мы быстро пришли к выводу, что наши планы следует скорректировать и не ограничиваться «точечными» улучшениями. Таким образом, мы приступили к реорганизации всего производственного комплекса в целом. План мероприятий разрабатывали сами.
2013.10.11_UWKW-038


07. Надо сказать, что при выборе поставщика производственных линий мы сравнивали разных производителей: из Германии, Италии, Японии. Но технологии, предложенные «страной Восходящего Солнца», наилучшим образом вписались в нашу стратегию. Это изумительные станки!
2013.10.11_UWKW-037


08. Мы находимся в цехе токарного направления. Это не значит, что здесь не производится фрезеровка. Она тоже присутствует, но в меньших объёмах.
Данный станок обладает роботизированной «рукой». Оператор просто наблюдает за процессом. Основная задача при оптимизации — с одного квадратного метра снять как можно больше продукции, уменьшая время производства одной детали и, соответственно, увеличивая количество выпускаемых деталей.

Вот эта деталь раньше изготавливалась за 18 часов. Сейчас мы затрачиваем уже 12 часов. Она идёт на автомат перекоса нового вертолёта «Ансат». Достаточно сложна, стоит заметить. Ранее очень большой процент составлял брак. Почему? Частично изготовление происходило на одном станке, затем задействовался другой. Сейчас вся токарная часть, фрезеровка, сверловка осуществляются в рамках одного цикла. И таких деталей очень много. В среднем после внедрения нового оборудования производительность труда выросла в 4 раза.
2013.10.11_UWKW-022


09. Важный нюанс. Если раньше в этих цехах нельзя было пройти, не споткнувшись несколько раз об оснастку, то сейчас вы оснастку не увидите. Мы полностью ушли от штамповочного производства. Вместо штамповки детали изготавливаются из дюралевых болванок.
2013.10.11_UWKW-035


10. Из 4-килограммовой заготовки получается изящная 200-граммовая деталь. Кому-то может показаться, что слишком мал коэффициент использования материала. Но стоит обратить внимание на другое. Раньше, чтобы получить штампованную заготовку, нужно было закупить материал, отправить на завод. Нужно было произвести штампы. Нужно было содержать немаленький штат. А сейчас из технологического цикла исключено целое звено. Это экономит массу времени и средств. А стружка... Стружка не отправляется на свалку, она вновь идёт в дело. Это, кстати, ничто иное, как стружка! Но о ней мы поговорим чуть позже.
2013.10.11_UWKW-088


11. Кстати, проводя реформы мы, каким бы странным это не показалось, начали с туалетов. Культуру производства невозможно отделить от общей культуры и даже гигиены.
У каждого рабочего три комплекта спецодежды. Один используется, один — чистый — висит в шкафчике, и ещё один находится в стирке, после которой чистым он возвращается в шкафчик хозяина. Какие усилия для поддержания чистоты своей спецодежды должен приложить её обладатель? Он должен не забывать своевременно класть грязный комплект в специальную урну. Всё!

Прямо в цеху размещена служба главного технолога. Ранее технологи находились где-то в дальних корпусах и мы зачастую лишь знали, что они в принципе есть... В случае возникновения каких-то вопросов нужно было звонить и ждать прибытия специалистов. Теперь они рядом. Здесь же находится отдел механической обработки, отдел написания программ. Все программы мы пишем сами.

Следующим в экскурсионной программе стал цех №43. Цех фрезерного направления. 3- и 5-координатные фрезерные станки обрабатывают, к примеру, такие заготовки.
2013.10.11_UWKW-048


12. Модель Integrex 1550 и два Wortex 815 заменили три линии по 8 станков — в сумме 24 станка, которые ранее обрабатывали силовые элементы конструкции вертолёта — шпангоуты.
2013.10.11_UWKW-046


13. Ступица виброгасителя. Виброгаситель — это опция, не каждый заказчик её покупает. Но для пассажирских перевозок, где важен комфорт, она незаменима. Если раньше на изготовление этой ступицы уходило 136 часов, то сейчас всего 18.
2013.10.11_UWKW-050


14. Вот силовой элемент для вертолёта МИ-38, который сейчас проходит испытания. Ранее для производства данного элемента применялась заготовка весом около 2 тонн. При весе готовой детали порядка 100 килограмм. Представляете, сколько материала уходило в стружку?
2013.10.11_UWKW-051


15. Эта линия представляет из себя 4 станка фирмы MAZAK. Каждый станок оснащен 120 инструментами. Вы можете наблюдать железную дорогу и двухуровневую систему из 56 палет, две загрузочные станции для заготовок.
Таких линий всего 4 в России. Мы сейчас работаем над тем, чтобы данная линия работала полностью в автоматическом режиме. Есть ряд организационных вопросов, которые мы решаем для достижения этой цели.
2013.10.11_UWKW-062


16. Конструктора, технологи и служба контроля качества находятся здесь же, в цехе.
2013.10.11_UWKW-059


17. Кстати, практика показала, что нам не всегда хватает магазина на 120 инструментов. Поэтому рядом с этими станками установлен магазинный центр еще на 240 единиц инструмента. Когда идёт обработка детали по какой-либо программе и компьютер определяет, что одна из фрез исчерпала назначенный ресурс, бегающая каретка заменяет фрезу или сверло.
В дальнейшем производится оценка состояния инструмента, и часть его после переточки идёт в другие виды производства. Почему нельзя использовать его здесь? После переточки инструмент меняет свойства и мы пришли к выводу, что нам проще использовать новый инструмент, чем вносить изменения в программное обеспечение, что требуется при использовании инструмента с продлённым ресурсом.
2013.10.11_UWKW-067


18. Инструмент чипованный. Когда необходимо узнать историю какого-либо сверла, наладчик в считанные секунды получает всю необходимую информацию, начиная от углов заточки и заканчивая датой производства. Один магазин с инструментом (фрезами, свёрлами) высвобождает примерно 250 кв. м. площади цеха, которые занимал такой же набор инструментов при использовании старой технологии.
Когда происходит расход инструмента, автоматически формируется файл, который уходит в отдел снабжения и на фирму-производителя. В программе прописан неснижаемый остаток и отдел снабжения вовремя закупает новый инструмент.
2013.10.11_UWKW-070


19. Наблюдатель и, по совместительству, ночной страж. Крысы и мыши станкам не грозят! :)
2013.10.11_UWKW-073


20. Обратите внимание на эти плоские детали. Они производятся на станке, который обычно применяется в деревопроизводстве. Мы его увидели на одной из международных выставок и поняли, что можем использовать данный агрегат в наших целях. В кабине вертолёта большое количество различных пультов и панелей. Мы написали свою программу по математической модели, созданной конструкторами. Чтобы запустить процесс оператору достаточно выбрать номер детали и нажать на кнопку «пуск».
2013.10.11_UWKW-081


21. Стружка! Раньше, до реорганизации, мы каждый день отправляли с завода груженый «Камаз» со стружкой. Сейчас производительность выросла в 4 раза, соответственно, отходов стало в 4 раза больше.
Каждые 28 секунд выпадает вот такой брикет из дюралевой стружки и каждые 32 секунды брикет из стальной стружки. Стоимость брикета на рынке примерно в 5 раз больше, чем непрессованной стружки такой же массы. Таким образом, мы экономим и на транспортных расходах — не вывозим с завода «воздух», и больше зарабатываем. Эти брикеты идут на переплавку и используются в других видах промышленности.
2013.10.11_UWKW-086


22. Ступица виброгасителя, заготовку которой мы видели в начале экскурсии, уже в сборе.
2013.10.11_UWKW-089


23. Готовые шпангоуты.
2013.10.11_UWKW-093


24. В ЦОСе (цех окончательной сборки) информационную эстафету подхватил директор по маркетингу и сбыту Казанского вертолётного завода Валерий Александрович Пашко...
На Казанском Вертолётном заводе производят винтокрылые машины как гражданского, так и военного назначения. Заказчик обладает возможностью в буквальном смысле этого слова «собрать» свой вертолёт, выбрав из обширного перечня опций те, которые ему действительно необходимы.
2013.10.11_UWKW-273_7B1


25. Это касается, в том числе, и оснащения кабины пилотов.
Конечно, очень удобно, когда рабочее место экипажа представляет из себя ультрасовременный «стеклянный» кокпит. Но, зачастую, кабина с «будильниками» (классическими стрелочными приборами) выглядит предпочтительнее. Особенно в случаях, когда техника эксплуатируется в экстремальных условиях: жара или, наоборот, крайний Север.
«Цифровая кабина» имеет в своём активе встроенный контроль. Зачастую при некорректной работе, повреждении или отказе какой-либо системы вылет становится просто невозможен. А ведь бывают случаи (особенно это касается военной техники), когда нужно взлететь во что бы то ни стало. « Цифровая кабина» также требует больше времени на подготовку к вылету. Обычно это не менее 10 минут (раскручиваются гироскопы, и так далее). «Аналоговая» кабина позволяет поднять машину в воздух в 5 раз быстрее.
У каждого из вариантов оснащения есть как преимущества, так и недостатки. Поэтому выбор делается исходя из тех целей, который будут ставиться перед экипажем и условий, в которых будет осуществляться эксплуатация вертолёта.
2013.10.11_UWKW-296


26. Опыт, который наработан за многие годы выпуска винтокрылых машин, на Казанском вертолётном заводе инвестируют в разработку новой техники. К примеру, в Ансат — легкий многоцелевой вертолет. Программа вертолета Ансат активно развивается в двух направлениях: военном и гражданском. Учебный вертолет «Ансат-У» закупается Министерством обороны России для летных училищ и центров боевой подготовки и поставляется серийно. С помощью быстросъемного оборудования универсальный вертолет Ансат может быть оперативно переоснащен для выполнения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, поисково-спасательные операции, патрулирование, пожаротушение, экстренная медицинская помощь.
2013.10.11_UWKW-277



27. В рамках программы холдинга «Вертолеты России» по созданию среднего многоцелевого вертолета Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолета и организацию его серийного производства.
2013.10.11_UWKW-323


28. Лопасти вертолёта могут быть как металлическими, так и композитными.
Эти лопасти устанавливаются на вертолёты Ми-17 (5 штук) и Ми-38 (6 штук). Применение копозитной лопасти на Ми-17 даёт прирост подъёмной силы на 500 кг. Современный аэродинамический профиль лопасти позволяет существенно улучшить характеристики вертолёта.

А вот вес металлической и композитной лопастей практически не отличается друг от друга. Дело в том, что лопасти не должны быть слишком лёгкими. Весовые характеристики должны соответствовать оптимальным величинам, рассчитанным конструкторами. Слишком лёгкая лопасть не сможет встать на режим авторотации. А вот ресурс композитной лопасти практически в 2,5 раза выше, чем у металлической.
2013.10.11_UWKW-298


29. Современный вертолёт уже не является продуктом, целиком произведённым в одной стране. Зачастую заказчик выбирает кресла из Германии, систему аварийного покидания производства Франции, бортовую РЛС из США...
2013.10.11_UWKW-264_7B1_B&C


30. Более того, вертолёт, фактически, является штучным продуктом. Каждая машина собирается под конкретного заказчика и изготавливается в срок от 9 до 12 месяцев. Почему такой временной разброс? У всех разные требования по комплектации и оснащению.
2013.10.11_UWKW-247_5B1


31. К примеру, кто-то может потребовать установки резаков для того, чтобы при столкновении с проводами ЛЭП вертолёт просто перерезал их, а не упал на землю. Их изготавливают в Канаде и поставляют в течение 6 месяцев. Данное устройство запатентовано канадским производителем.
2013.10.11_UWKW-257_7B1


32. Производство завораживает и гипнотизирует. Кажется, можно сутками находиться здесь, просто наблюдая за удивительным процессом рождения вертолётов...
Это Казанский вертолетный завод. Место, где историческое прошлое сливается с настоящим и плавно перетекает в будущее. Место, где русло течения времени причудливо извивается, открывая взору романтические пейзажи, ставшие эталонами авиационной эстетики...
2013.10.11_UWKW-250_5B1


Update: После публикации данной записи несколько человек сообщили мне что, по их мнению, я уделил крайне много внимания станкам и производству на них различных деталей. И что данная информация рядовому человеку ни к чему, поскольку такие подробности скучны и совсем не зрелищны. В качестве контраргумента я рискну ещё сильнее развить тему станков и предложить вашему вниманию короткий (всего 9 минут) ролик о том, что могут современные станки. С тех пор, как мы в детстве на уроках труда, используя стамески различной величины, вытачивали из цилиндрической деревянной заготовки скалку для мамы, утекло немало воды. Технологии стали не только невероятно совершенными но и очень эстетичными визуально. Ржавые фрезы и разлетающаяся во все стороны грязная жижа уходят в историю.

Ролик я украл из журнала камрада russos; надеюсь он простит мне эту вольность. Кстати, обратите пожалуйста внимание на действо, происходящее на 01:22 и 02:23. Очень красочно и доступно показан момент смены инструмента: из магазина извлекается новый, а уже исполнивший свою роль возвращается на место.
И, как написал Саша, «HD, полный экран и потратьте 9 минут своего времени на эту божественную красоту».



Партнеры нашего путешествия:
Ford Sollers Tatneft Hotellook.ru Canon Professionale Cervices Beeline


  • 1
А я всегда говорил, что теплые ламповые вертолеты лучше! ))

Шикарный репортаж! Спасибо!

Вертолеты я, конечно, не очень люблю, но экскурсия впечатляет. Девушек много работает? :)

Котэ крутой!
Вене привет :)

Не много, но красивые! :)

отличный репортаж, Лёш! :)

Спасибо, Олег. :)

Да уж, я помню свой марафон - день на ногах - ночь по трассе Москва-Минск, день на ногах ночь по трассе Минск-Москва. Вторые сутки без сна - смешно было. Почему-то в шуме двигателя была отчётливо слышна композиция группы Boomfunk MCs - Turn it Up, которая звучала ровно в два раза медленнее оригинала (но с оригинальном питчем), по краям дороги из кустов росли руки, а затем поднимаемся на горку - а там посреди дороги стоит гаишник с вытянутым жезлом, я лихорадочно торможу, а тут гляжу - он как-то подозрительно не приближается.

Потом оказалось - это просто полоска мокрой дороги в свете встречных фар : )

Домой приехали, упал в постель. Закрываю глаза - в ушах гул двигателя, и передо мной дорога в двух полосках фар. Открываю - тишина, потолок : ))

Репорт крутой. Я вообще несколько равнодушен к вертушкам, летал на них пару раз всего, но всё равно - это не страшный репортаж с Туполева, где крыша осыпается, а в заголовок так и просится поставить РИП : )

«Почему-то в шуме двигателя была отчётливо слышна композиция группы Boomfunk MCs» - каждого по-своему глючит с усталости, это да...

Шикарный и мегаинформативный репортаж! Ранее тоже вертолётами не интересовался, пока не слетал с врачами на санзадание на Ми-8. С тех пор весьма проникся винтокрылыми и интересуюсь всё больше.
Спасибо за такой ликбез!!

Очень интересный рассказ. Тебе определенно нужно писать книги.

Саш, а Лешка отмазывается. я ему уже предлагала.

Очень интересно. Леш спасибо большое!

Спасибо Лёш, очень интересно!)

Заглянул случайно посмотреть и не смог оторваться не прочитав до конца!
Люблю вертолёты :) в очередной раз респект тебе за шикарный репортаж!!!

Не сходится

Просто шедевр!
1) "В среднем после внедрения нового оборудования производительность труда выросла в 4 раза."
2) 1987 г. - численность персонала 12000 человек, делали 220 вертолётов в год.
Сейчас 7000 и 110 вертолётов в год.

Re: Не сходится

Что, собственно, тут не сходится?

Вертолеты не продаются в супермаркетах. Они изготавливаются на заказ.
Вам не приходило в голову, что количество вертолетов, которые предприятие может произвести и число заказанных вертолетов могут, например, не совпадать? :)

Или что произведенные детали и агрегаты идут не только на производство новых машин, но и на замену исчерпавших ресурс или вышедших из строя при ремонте уже давно летающих?

Edited at 2013-10-26 11:27 pm (UTC)

Re: Не сходится

> Вам не приходило в голову, что количество вертолетов, которые предприятие может произвести и число заказанных вертолетов могут, например, не совпадать? :)

Тогда это означает, что на предприятии имеется Nное кол-во лишнего персонала, который не задействован в производстве.

> Или что произведенные детали и агрегаты идут не только на производство новых машин, но и на замену исчерпавших ресурс или вышедших из строя при ремонте уже давно летающих?

Всё равно плохо сходится - основную загрузку даёт производство новых машин.
Для простоты можно принять, что в советское время выпускался аналогичный процент рем. комлектов, поэтому их влиянием можно пренебречь.

А пока получается, что эффективность производства в пересчете на единицу персонала с советских времен на текущий момент не выросла в 4 раза, а сократилась на 14,3%.

Т.е. либо нам ездят по ушам по поводу возросшей эффективности, либо на предприятии слишком много нахлебников.

Re: Не сходится

«на предприятии имеется Nное кол-во лишнего персонала, который не задействован в производстве» - либо большой резерв производтственных мощностей?

Предлагаю не гадать на кофейной гуще. Я напишу на завод с просьбой разъяснить этот момент.

Класно, спасибо!

Очень интересно!

Как обычно, афтар кошерно накропал!

интересный репортаж) котэ суров)

Только что увидел перепечатку перепечатки этого поста в редакционном журнале ЖЖ. На различных этапах из поста пропали личные впечатления, апдейт к посту, упоминания о спонсорах, ссылка на первоисточник и, как апофеоз, указание автора. Зато появились упоминания людей и заслуг и ссылки на не причастных к репортажу.

  • 1