2010.03.30-007

airview


Alexey Viper | Заметки на полях

Вид сверху лучше


Previous Entry Share Next Entry
Таинственный A350
2010.03.30-007
airview
Прилетевший на MAKS 2015 самолет A350 вызвал закономерный интерес к себе.
Безусловно, первый визит в Россию первого летного экземпляра лайнера не мог пройти незамеченным. Вчера, в день открытия Авиасалона, производящая самолет компания Airbus любезно пригласила на борт самую широкую аудиторию, чтобы в деталях продемонстрировать новшества машины и рассказать о нюансах ее становления на крыло. Ну или, поскольку аудитория действительно была широкой, просто показать красоту изгиба крыла, что тоже можно считать важной миссией.

Для меня интересным оказалось не только знакомство с самолетом, но и ощущение невероятной открытости и дружелюбия ее экипажа.
Люди искренне радовались, рассказывая о своем детище. Они с неизменной улыбкой отвечали на любые вопросы и с готовностью демонстрировали все, что просили показать. Рабочий полумрак в недрах этой летающей лаборатории придавал встрече некоторую таинственность. Однако, я надеюсь, что тайн не осталось ни для кого. Впрочем, один вопрос я все же забыл задать. Что поделать, перегрелся на горячем солнышке MAKS 2015. :)

Так что же в A350 является главной «фишкой»?
Ноги, крылья или, может быть, хвост?
Таинственный A350


01. На самом деле, количество новшеств в этом лайнере никак не ограничивается расхожими выражениями «композитный» или «карбоновый».
Да, большая часть самолета состоит из углепластика. Но триумф материаловедения — это далеко не все, чем может похвастаться данная машина, чей облик даже внешне выделяет ее из строя летающих собратьев.



02. Отдельные отверстия под иллюминаторы в фюзеляже тестового самолета используются как посадочные места для различного оборудования.
В частности, через некоторые из них наружу выведены видеокамеры для того, чтобы можно было визуально наблюдать происходящее за бортом.
Этот самолет — самый высокотехнологичный из линейки летательных аппаратов, производимых компанией Airbus. Он состоит преимущественно из высокотехнологичных материалов, среди которых 53% — это композиционные материалы, 14% титана, и лишь остальное — алюминий. Из композитов полностью состоят фюзеляж и крыло.



03. Крыло самолета является адаптивным. На различных режимах полета оно меняет свой профиль, параметры которого определяет электроника в соответствии с показаниями датчиков.
Выбор в пользу сборки колец фюзеляжа из отдельных секций был обусловлен исходя из соображений как удобства сборки, так и ремонтопригодности в эксплуатации. Если при повреждении алюминиевого фюзеляжа ставится обычная «заплатка», то в случае с композитной «трубой» можно заменить поврежденный фрагмент.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-232


04. Максимальный взлетный вес лайнера составляет 268 тонн.
Исходя из количества аварийных выходов самолет сертифицирован для перевозки 440 пассажиров.
Кстати, в свое время компания Airbus по просьбе перевозчика Easy Jet внесла изменения в конструкцию лайнера A319, увеличив количество аварийных выходов на крыло. После чего «вместимость» самолета увеличилась почти на 10%.



05. Экраны в кабине являются универсальными в том плане, что позволяют пилотам выводить на каждый из них любой набор информации о параметрах полета.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-027


06. Кроме того, основная информация транслируется на дополнительные экраны, всегда находящиеся в поле зрения пилотирующего летчика. Это позволяет, например, при посадке реже отвлекаться, переводя взгляд на экраны, расположенные на приборной панели.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-037


07. Выступающая из иллюминатора «труба», видимая на переднем плане, содержит вспомогательные датчики, необходимые для исследовании обледенения самолета. При таких исследованиях, безусловно, лайнер должен попасть в зону, где лед начинает накапливаться на элементах конструкции. То есть, необходимы определенные температурные и влажностные параметры. Данные датчики как раз и позволяют найти такие зоны.
Таким образом, если в режиме повседневных перевозок гражданские лайнеры стараются избегать подобных зон, то тестовый самолет, наоборот, эти зоны «ищет» и в них летает. Камеры, в большом количестве выведенные наружу, позволяют визуально наблюдать за накоплением льда на поверхностях самолета.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-022


08. XWB — Extra Wide Body.
Диаметр фюзеляжа позволяет установить 9 кресел шириной 18 дюймов в ряд.
Почему именно 18 дюймов? Это стандарт Airbus. В компании считают, что именно такая ширина кресла обеспечивает пассажиру те комфорт и свободу, ниже которых в авиаперевозках опускаться недопустимо. Кстати, название самолета недвусмысленно «зашито» в его регистрацию: F-WXWB.
2014.08.12_SVO_A350-268


09. Первый летный экземпляр помимо огромного количества датчиков и измерительных систем обладает необходимыми емкостными и вычислительными ресурсами для сбора и обработки полученной информации.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-082


10. Данные агрегаты являются ничем иным как гигантскими «печками».
Зачем они в самолете? Чтобы обеспечить необходимую нагрузку системе электропитания. В лайнере, эксплуатируемом на регулярных маршрутах, электричество расходуют пассажиры, используя индивидуальную развлекательную систему. Здесь же пассажиров нет. И их «заменяют» вот эти причудливые конструкции.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-090


11. В зависимости от полетного задания экипаж комплектуется различным составом инженеров. На этот пульт приходит информация со всех датчиков. Информация, которую необходимо использовать непосредственно во время полета, «визиализируется» на экранах.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-095


12. Информация же, предназначенная для анализа на земле, поступает в накопители и расшифровывается в исследовательском центре Airbus.



13. Данный самолет поставляется с двигателями производства Rolls-Roys.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-244


14. Летные испытания силовой установки первоначально проходили на самолете Airbus A380, где просто снимался один из четырех двигателей и вместо него устанавливался тестируемый экземпляр.



15. Об этих емкостях (в простонародье — «бочках»), думаю, рассказывать смысла нет.
Но на всякий случай просто напомню, что они заполняются водой и имитируют загрузку салона пассажирами. Насосы позволяют перекачивать жидкость между емкостями, получая необходимую центровку. Команда этого тестового самолета неизменно шутит, показывая на емкости: «водка, ром, джин, виски, вино». :)
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-160


16. Кресла, понятно, установлены для экипажа.
Предвидя вопрос, сразу стоит заметить — туалеты на борту в наличии имеются. Как и специальные отсеки для хранения багажа.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-103


17. Эти «зубья» на стыке крела и фюзеляжа заметил мой товарищ Михаил.
Естественно, возник вопрос о причинах появления таких неровностей.
По словам инженера-испытателя Паскаля Верно подобные изломы можно увидеть только на первых трех тестовых самолетах.
В полете в данной зоне создается так называемый drag-эффект, когда в набегающем потоке воздуха силы трения и сопротивления варьируются в зависимости от скорости. Безусловно, создатели самолета изначально понимали, что «шероховатости» ухудшат аэродинамические свойства. Но им были необходимы конкретные цифры, некий график зависимости падения аэродинамического качества. Именно поэтому на стыке крыла и фюзеляжа и появились такие «зубья». На серийных машин никаких «шероховатостей» нет, они гладкие.
2015.08.25_UUBW_[MAKS_2015]_A350-260


18. На сегодняшний день компания Airbus производит один самолет A350 в месяц.
К 2018 год темп должен вырасти до 10 машин в месяц. Чтобы обеспечить такие показатели, на родине Airbus, в Тулузе, возведены новые цеха.



19. Ну и теперь относительно летной программы на авиасалоне МАКС.
Максимальный взлетный вес при выполнении этой программы составляет 155 тонн.
Скорость отрыва — 132 мили в час.
2015.08.23_UUBW_[MAKS_2015]_photo_by_Alexey_Petrov-1169


20. Далее набор высоты до 2000 футов. Разворот на 180 градусов, возвращение в воздушное пространство над ВПП.
2015.08.23_UUBW_[MAKS_2015]_photo_by_Alexey_Petrov-1197


21. После прохода следует новый разворот, сопряженный с резким снижением и выпуском шасси.
2015.08.23_UUBW_[MAKS_2015]_photo_by_Alexey_Petrov-1259


22. Далее выполняется проход над ВПП на малой высоте с немедленным и резким набором.
Возвращение и новый проход, но уже с касанием шассии бетона ВПП и последующим набором высоты.
Ну и «под занавес» шоу — поворот вправо, для дальнейшего захода на посадку с кусом 30.
Максимальный крен в ходе выполнения данной программы составляет 45 градусов. Максисмальный тангаж 20 — 22 градусов, что укладывается в границы цифр, прописанных в РЛЭ. Однако, эти показатели не отражают всех возможностей самолета. В ходе испытаний он переживал куда более экстремальные эволюции.
2015.08.23_UUBW_[MAKS_2015]_photo_by_Alexey_Petrov-1209


23. Ну и самый главный вопрос. Самолет пошел в серию. Почему же испытательные экземпляры до сих пор не в музее?
Дело в том, что совершенствование систем и улучшение характеристик любого самолета — процесс бесконечный. Поэтому, данные машины еще много лет будут загружены работой. Красивой работой, за которой в эти дни с восхищением наблюдают посетители МАКСа.



  • 1
Леш, спасибо, удовлетворил мою просьбу.
Приятно.
132 мили - это морские мили, равные узлам или сухопутные?
Еще один вопрос, жаль что вчера не озвучил, но вдруг если сегодня пересечёшься с экипажем - OEW самолёта какой? Хоть серийного, хоть этого испытательного.
OEW - Operating Empty Weight, вес пустого снаряжённого самолёта.

Опосредовано можно спросить просто максимальный запас топлива, залитый в самолет на пилотаж, мы уж тогда сами вычтем его из 155 т.

В оригинальном звучании 132 knots - морские мили, очевидно?
Удивил не я, это все Паскаль Верно. :)
2015.08.23_UUBW_[MAKS_2015]_photo_by_Alexey_Petrov-0362

Узлы, да. Они и есть морские мили.
Ты удивил тем, что спросил, Паскаль - тем что ответил.

Передай ему моё персональное мерси как авиафаната и дополнительный вопрос про вес как от прочниста 787 ;)

"OEW самолёта какой?"

по пинай меня, я после МАКСа попробую узнать, если до этого не скажут.

из четверга вычеркиваю)))

зимой ж прилетал в шарик для тестирования совместимости...

Прошлым летом прилетал. :)
«первый визит в Россию первого летного экземпляра» - в SVO прилетал MSN005. С пассажирским салоном.

ясно-понятно

Жалко, что улетает скоро, на выходные не останется!

Главной фишкой является то, что он удивительно красивый. Куда красивее и гармоничнее курносого электролёта.

Блин, Алексей - и не поспоришь.

Внешне самолет очень нравится, хороший дизайн.

Ух хорошо посетили его, жду завтрашнего своего посещения, надо будет в четверг наушники с микрофоном для смарта взять, чтоб все рассказанное запомнить и потом выудить оттуда что то интересное для описания.

Надеюсь, получится посмотреть внутри. Пока только из под забора снял его

А когда в планах поход?

Возможно завтра, если получится. Больше шанса на этом МАКСе, как я понимаю, больше не будет

Отличные снимки, Алексей! Насладился прямо

Вам спасибо!

Вот спасибо за экскурсию и подробный рассказ :)

Присоединяюсь, спасибо за экскурс Отличный самолет... Но в региональных портах я думаю мы его не скоро увидим

  • 1
?

Log in

No account? Create an account